Платы для 3-й версии MIDI-баяна

Прошло примерно 40 дней с момента заказа, и платы у меня.

3 с лишним килограмма плат.

Рекорд здесь у платы панели управления (показано стрелкой на рис. 1). Этих плат мне сделали аж 25 и весит эта стопка 1.2 кг. Это при том, что на самом деле мне надо по 2 платы (основная и запасная на всякий случай), а заказать пришлось по 5 плат — это минимальное количество плат.

Вот вместо того, чтобы заваливать меня лишними платами, которые мне аосблютно некуда деть, т.к. ценность они представляют исключительно для меня, лучше бы они на 50% меньше денег взяли. 🙂

Платы датчиков (которые с прямоугольными окнами) я заказал толщиной 0.6 мм. Тоненькие. Красота неописуемая.

Следующий шаг — запаять все платы и собрать всю схему на столе. А потом пробовать, как всё это хозяйство работает. Правда, для этого понадобится доработать прошивку самого баяна. И написать прошивки для контроллеров клавиатур — да, теперь у правой и у левой клавиатур будут свои контроллеры. Те же самые RP2040-zero, только в SMD исполнении. Чтобы можно было запаять плату контроллера прямо на плату датчиков. (На рис. 1 можно разглядеть соответствующие посадочные места). Как вы уже поняли, показания аналоговых датчиков будут читаться специально предназначенными для этого контроллерами. А информация о клавиатурных событиях будет отправляться в основную прошивку MIDI-баяна по SPI. (Этот способ двустороннего обмена информацией между «главным» контроллером и контроллерами клавиатур я уже отработал.)

Заодно и FreeRTOS освою, раз уж буду писать прошивки контроллеров клавиатур с нуля.

И всё это ради того, чтобы получить возможность измерять скорость нажатия клавиш. (Методика тоже была отработана ранее на прототипе.)

Рис. 1

Сегодня — день бирьяни

Сегодня я приготовил Checken Biryani.

Технология уже отработана, специальная кастрюля имеется, результат неизменно превосходный.

Всем, кто до сих пор не пытался это приготовить, очень рекомендую всё-таки попробовать.

Рис. 1

Джазовые обработки советских песен

Красота же.

Снова Lusta Dick

Отличия от предыдущего варианта:

  • Звук записан не на телефон, а через внешнюю звуковую карту
  • Во время игры используется гиро-датчик для «подтяжек» (bends)

Если я буду писать третий вариант, то к списку отличий добавится управление «экспрессией» в канале правой руки (где играет труба) с помощью меха.

P.S. бонус-трек 🙂

«Платформа», похоже, сдохла

Я тут, в связи с недоступностью ютубчика, приспособился было заливать видосы на https://plvideo.ru/.

А тут оно, похоже, сдохло на днях.

Печаль. 🙁 Рутуб мне гораздо меньше нравится. И «вэкашечка» тоже.

Рис. 1

Условные рефлексы

Я тут довожу до автоматизма «подтяжки» (AKA «bends») с помощью гиро-датчика. В «Ленивом Дике».

Всё-таки приём этот неприменим к стандартному баяну. Нужно к этому привыкнуть. Причем независимо от того, каким конкретно способом делается «подтажка» (толи покачиванием баяна, толи с помощью джойстика).

И вот подтяжка, расположенная в месте, указанном на рис. 1, у меня почему-то долгое время не получалась. И я не мог понять почему остальные получаются более-менее нормально, а эта — нет.

И я понял. В этом месте нужно перенести правую руку на некоторое расстояние. И я по привычке контролировал правильность переноса с помощью быстрого взгляда на руку. В нормальных условиях это вообще не проблема. Н не в том случае, когда нужно сделать подтяжку, покачивая баян из «стандартного» положения чуть вперёд. Для того, чтобы бросить взгляд на руку, я непроизвольно наклонял баян на себя. И именно в этот момент надо было начинать подтяжку. А баян при этом расположен не в исходном положении. В результате подтяжка либо запаздывает, либо вообще не получается. И как только я перешел на тактильный контроль вместо визуального (запомнил расстояние «рукой») — проблема ушла. Теперь эта подтяжка получается не хуже, чем остальные.

Рис. 1

Особенности настройки громкости при игре со включенным мехом

Если играть с выключенным мехом, то всё просто: достаточно настроить соотношение громкостей звучания в настройках клавиатур. В простейшем случае — это «везде по 127». После чего настроить комфортную громкость рукояткой громкости на модуле/усилителе.

Если играть со включенным мехом, то всё несколько сложнее.

  1. По-прежнему нужно настроить соотношение громкостей между клавиатурами. Чтобы, например, басы и аккорды не забивали мелодию.
  2. Общую громкость (в системных настройках баяна) нужно установить максимальной — 127.
  3. Громкость на модуле/усилителе следует настраивать так:
    • Выключить мех, чтобы получить максимальную громкость инструмента.
    • Регулятором громкости на модуле/усилителе настроить громкость «фортиссимо» — это будет та громкость, с которой баян будет звучать при максимальном усилии на мехе. «Фортиссимо» должно звучать «слишком громко для нормальной игры».
    • Снова включить мех.

Здесь дело в том, что стандартное усилие на мехе — это примерно 50% от максимума. И если громкость усилителя настроить на «фортиссимо», как описано выше, то при обычной игре громкость будет нормальная, комфортная. При этом сохраняется возможность выдать «фортиссимо» при необходимости.

Рис. 1 КДПВ

Улучшенная настройка меха

Случается, что, например, в правой руке настроен инструмент, которым можно и нужно управлять с помощью меха (например «баян»), а в левой — инструмент, который на мех реагировать не должен (например «фортепиано»).

И теперь это можно настроить (см. рис. 1).

Рис. 1

По данной ссылке можно посмотреть тяп-ляп демонстрацию того, как это может звучать (музыкальной ценности видео не имеет).

Ограничители воздуха

Для третьей версии MIDI-баяна понадобятся ограничители потока воздуха, сделанные не так, как раньше. В этой версии над каждым клапанным окном должно буть некоторое пространство, в котором должен будет разместиться датчик.

До некотороего момента я думал, что придётся как-то их делать из дерева. Но с появлением 3D принтера появилась возможность их просто распечатать. А нужную жесткость на изгиб им придаст П-образный алюминиевый профиль.

Это я удачно принтер прикупил.

Рис. 1

Осталось еще начертить и распечатать последний «резонатор» — для верхних 10 нот выборной клавиатуры.

До и после

За 11 лет эксплуатации руль моего автомобильчика приобрел весьма уставший вид (см. рис. 1 слева). На общупь он стал столь же неприятен, как и на внешний вид. Поверхность облезла, обшарпалась. В наиболее захватанных местах верхний слой вообще стёрся, обнажая внутреннее наполнение.

И я заказал оплетку «Titanium». Её шьют по размерам конкретного руля, из материалов, которые можно выбрать отдельно для каждой секции оплетки. Цвет ниток тоже можно выбрать. Натягивать на руль ее пришлось самому.

Для этого пришлось освоить процедуру снятия руля с автомобиля. Самым сложным здесь оказалось найти видеоинструкцию, подходящую именно для моей машины.

Результат — на рис. 1 справа.

На ощупь новая оплетка прекрасна. Она совершенно не ощущается, как «чехол, надетый на руль». Теперь это реально «кожаный руль»; ощущается именно так.

Всех денег — 2800 рублей. И своих денег эта оплетка однозначно стоит, на мой взгляд.

Рис. 1

P.S. И теперь уже на своём штатном месте:

Рис. 2